Межрегиональное общественное объединение инвалидов, их родственников и друзей
«Интернет-общество взаимопомощи
/ Mutual Assistance Internet Society»

Общество было создано в 1994 году группой инвалидов военного детства в память о совместном пребывании в Выборгском и в Пушкинском костно-туберкулёзных санаториях в 50-х и 60-х годах. Там мы не только лечились, но и учились, мечтали, влюблялись…

Многие из нас всю свою жизнь вынуждены были скрывать инвалидность, сколь возможно, не только от работодателей, но даже от детей и родственников. Положение изменилось с перестройкой. Во-первых, безработица началась с инвалидов, и нам пришлось осваивать жизнь на пенсию, на милостыню благотворительных фондов и обществ инвалидов. И, соответственно, снова осваивать жалкую и жалостливую роль инвалида, от которой мы в молодости освободились, получив высшее образование и место в обществе. Во-вторых, в нашем трудном детстве мы накопили уникальный опыт преодоления трудностей и самопреодоления. И этот опыт оказался востребованным нынешними детьми-инвалидами.

На средства, полученные на Международных конкурсах инновационных проектов, мы попытались создать опытный образец выездной студии для одаренных инвалидов — прецедент элитарной индививидуальной подготовки лидеров-инвалидов, чьи физические ограничения компенсированы силой воли и силой разума…   (подробнее).

Однако, в 1990-х годах нам не удалось прорвать чиновно-криминальную блокаду. Бюрократические отписки администрации Собчака-Яковлева, кириенковский дефолт и террор хулиганов-милиционеров загубили дело.

Инициатива не получила распространения. Мы ограничились кругом родственных семей и, опасаясь новых наездов, не стремимся выходить за рамки этого круга.

Нет худа без добра. Оказалось, при наличии интернета, создание семейных ячеек инвалидной видеоинформатики — весьма плодотворный путь. Он может послужить обнадеживающим примером для многих людей, — возможно, для ваших родных и знакомых.

Возможно ли возрождение ИОВ/MAIS ? Это зависит от состояния благотворительности и социальной ответственности в нынешней России. Разобраться с этим вопросом поможет нижеследующая статья.

«Все мы знаем имена Елисеева, Щукина, Бахрушина, знаем династии Морозовых, Третьяковых, Мамонтовых. Эти люди, основывая театры, училища, больницы и музеи, не скупились на добрые дела, осознанно помогали развитию отечественной культуры и просвещения. Для современников они были примером для подражания, а потомки с благодарностью воспринимают их подвижничество.»

(Из выступления Президента РФ В. В. Путина на торжественном приеме, посвященном Дню народного единства.)

Власть, бизнес, общество: к вопросу о благотворительности и социальной ответственности

Источник: © «Восточно-Сибирская правда», Иркутск, 2006-04-21. - Российская ассоциация по связям с общественностью, портал Sovetnik.ru

Решив окунуться в эту непростую (и для рядового обывателя, и для толстосумого гражданина) тему, я отчетливо представил себе скепсис и ужас на лицах тех, для кого вопрос благотворительности превратился в весьма доходный бизнес, а понятие "социальная ответственность" - в некий инструмент шантажа. Представил я и разочарование и понятное огорчение матерей, чьи дети годами лежат в больницах в надежде на помощь, упреки социальных работников и церковнослужителей, чьи подопечные порой балансируют на грани жизни и смерти. При этом мы действительно помним меценатов прошлых столетий, мы вспоминаем их, посещая театры и музеи, любуясь возвращенными в страну шедеврами мировой культуры. И политика Владимира Путина, направленная на возрождение этих традиций - достойная дань почета и уважения всем благотворителям России. Но у медали две стороны (о которых так часто забывают функционеры-исполнители благих пожеланий), поэтому нужно и важно говорить о них, дабы само понятие "меценатство" , издревле почитающееся на Руси, не было извращено окончательно, а "социальная ответственность" перестала быть предметом торга между властью и бизнесом. А это, увы, происходит повсеместно в современной России: заданное федеральным центром направление дошло до самых глухих деревушек страны.

Люди старшего поколения помнят, что в социалистический период нашей истории существовало понятие "шефство". Практически любое более-менее крупное промышленное предприятие, совхоз или институт имели подшефный садик, подшефную школу, подшефный детский дом и т. д. Таким образом, государство как бы закрепляло за экономическим сектором сектор социальный. Для чего? Шефы не закупали школам парты, а детским домам наволочки и матрасы, не привозили в садики тоннами яблоки и апельсины. То есть не вмешивались в сферу государственной ответственности за бюджетную обеспеченность соцучреждений. Более того, за это ретивому директору могли и по макушке настучать - ты что, дескать, государство нищим считаешь? Ответственность шефов лежала больше в духовной плоскости (не путать с религией, естественно) или духовно-материальной. Что-то вроде дополнительного внеклассного чтения, если хотите. Детишек из детских домов отправляли в пионерские лагеря, школьникам давали возможность не просто пройти производственную практику на предприятии, но и стимулировали их труд первым заработком, для детских садов устраивали Новогодние елки в Домах культуры, организовывали ребятишкам посещение театров, праздничных музыкальных представлений. Было ли это "обязаловкой" со стороны государства? Скорее нет, чем "да". В банальном для современного менталитета лозунге "Дети - наше будущее" - была вся эпоха того времени. Родители знали (и это было очень важно - знать), что у их чад есть тройная гарантия опеки: мама-папа, государство, предприятие. Кроме того, за исключением редких случаев, в подшефном учреждении как раз и воспитывались те дети, чьи родители осуществляли эту самую шефскую помощь. Так выглядела социалистическая "социальная ответственность" (которую и назвать-то таковой сложно) - в строгом балансе между шефом, подшефным и государством.

Что же происходит сегодня? Хочу уточнить для скептиков - мы не говорим о бюджетном дефиците, дотациях, "избранных" регионах и прочих прелестях депрессивной экономики в отдельно взятых субъектах Российской Федерации. Хотя и об этом поразмышлять стоило бы: при золотовалютном резерве Центробанка свыше 200 млрд. долларов, стабилизационном фонде в 1,7 триллиона рублей, профиците федерального бюджета в 2006 году в 405 млрд. рублей вопрос социальной обеспеченности (от пенсий до потребительской корзины и зарплат учителей) более чем актуален. Речь идет о самом системном подходе к понятиям "благотворительность" и "социальная ответственность". Именно системном, поскольку базарные подаяния для многих переросли в четко отлаженную схему социального иждивения. И в первую очередь это касается бюджетных организаций. Для них проводятся семинары, тренинги, пишутся инструкции и целые научные труды. Например: "Как просить деньги на некоммерческие проекты у благотворительных фондов" ("Радуга". М. , 1996 г.). Это - не бред, это - система, целая жизнь нового поколения. В Интернете и библиотечных каталогах можно отыскать литературу на любой вкус, даже с элементами психологии - как разжалобить будущего спонсора, например, как не попасть к благотворителю в зависимость. Далее, чтобы сильно не вдаваться в философию этого явления, буду просто приводить примеры и пояснять их. Все основано на фактах (по понятным причинам из соображений этики изменены названия учреждений и предприятий).

Итак, представьте себе, что отдел культуры некоей городской администрации обращается к некоему предприятию накануне Нового Года с просьбой оказать финансовую помощь в традиционном строительстве ледового городка, организации рождественской елки и т. д. Цена вопроса - под миллион рублей. Подобные письма получают еще ряд предприятий. Кто и сколько перечислил денег на указанный расчетный счет - известно только отделу культуры (отечественные благотворители, как правило, отчета не требуют, а облагодетельствованные о нем благополучно забывают). Дело, безусловно, хорошее, тем более что в письме прозрачно намекают на социальную ответственность и федеральную политику в этом направлении (зачастую, не скупятся цитировать и президента).

А теперь зададимся вопросом: почему в бюджете города не оказалось строчки на финансирование строительства традиционного ледового городка? Почему отдел культуры вместо исполнения своих прямых обязанностей - бюджета, занимается бесконечным поиском денег? Что это? Формирование "теневого" бюджета, безалаберность мэра или же та самая иждивенческая политика, которая так прочно вошла в наш быт?

Однажды я сам был свидетелем, как депутаты городской Думы убрали из бюджета статью расходов на ремонт нескольких школ. Мотивация народных избранников была предельно проста (которая тут же и была озвучена) - ремонт проведут за счет родителей и спонсоров. Вдумайтесь! Ремонт муниципальных учреждений. Так легко и просто городские власти сняли с себя всякую ответственность за собственную бездеятельность. Кстати, одна из этих школ в самом начале учебного года была закрыта по причине аварийного состояния.

Еще более экзотические просьбы руководителей этой администрации взывали о необходимости провести традиционный (опять же) конкурс учителей, командировать в столицу группу врачей для участия в федеральном совещании по вопросам здравоохранения и т. д. Логично предположить, что социально-экономическая инфраструктура этого города (надо сказать, бездефицитного) не предусматривает решения вопросов образования, культуры и здравоохранения. Конечно, это не так. Но на фоне иждивенческого менталитета региональных чиновников (значительно укрепленного не менее иждивенческой политикой чиновников федерального центра) мы имеем то, что имеем: бюджетные обязательства (в основном в сфере культуры, образования, медицины и спорта) всемерно стараются переложить на плечи бизнеса, как крупного, так и мелкого. Было это раньше, продолжается это и сейчас. А с назначением губернаторов чиновники стали чуть ли не в открытую говорить о некоем негласном указании - максимально решать социальные вопросы за счет бизнеса. При этом оставшаяся за бортом благотворительности и вне интересов бизнеса инфраструктура (ЖКХ, дороги, транспорт, строительство и. т. д.), как правило, продолжает деградировать (это к вопросу о сэкономленных на "социальной ответственности" бюджетных средствах).

И ладно, Бог с ним с Новым годом. Можно допустить, что народные гуляния по поводу этого всенародного праздника действительно не входят в компетенцию городской администрации, а значит, и в строчку бюджета (хотя это далеко не так, уж поверьте). Но как тогда расценивать многочисленные обращения муниципальных больниц с отчаянными просьбами приобрести даже не то чтобы дорогостоящее оборудование, а элементарные хирургические инструменты, больничные койки? С обращениями школ о приобретении парт и школьных досок? С просьбами милиции (милиции!!), прокуратуры, судов помочь с оборудованием, мебелью и ремонтом в кабинетах? Или это тоже не сфера ответственности власти и принимаемого ею ежегодного бюджета? Не могу представить себе ребят, отправляющихся под пули в "горячие точки" на средства спонсоров. Что они должны думать о таком государстве? И что должны думать мы, зная, что правоохранительные органы "подшефны" бизнесу? Причем не всегда прозрачному и даже законному. Ведь не секрет, что многие предприятия, фирмы, солидные компании создают собственные благотворительные фонды для решения, в том числе, "деликатных" вопросов. В России, кстати, создано уже более 60 тысяч благотворительных фондов! И львиная доля этих организаций находится под пристальным вниманием правоохранительных и фискальных органов: слишком велик соблазн заниматься противозаконной, но доходной деятельностью под крышей мецената. И тем, и другим.

Безусловно, социальная ответственность бизнеса - понятие не абстрактное, нужное и важное. Но если бизнес идет по одной дороге с государством, логично предположить, что это должны быть партнерские отношения, построенные в первую очередь на социальных гарантиях бизнеса самому государству и экономических гарантиях государства бизнесу. Прописные истины: достойная зарплата собственным рабочим и служащим и честные налоги в бюджет - с одной стороны, создание благоприятного режима экономики и прозрачность социальной политики - с другой. Вспомните, практически в любом голливудском фильме есть фраза: "За что я плачу налоги?", относящаяся, как правило, к представителю госучреждения - будь то полицейский или социальный работник, плохо выполнивший свою работу. Я не собираюсь идеализировать США, но в этой парадоксальной стране высоких технологий и низкого интеллекта (обратите на это внимание) буквально все повернуты на законе: если ты занимаешься частным предпринимательством - это твое право, а значит, и твоя ответственность за собственную жизнь, собственный достаток и: за тех, кто обслуживает твой бизнес, - людей государства. Учителя, врачи, полицейские, пожарные, военные - это основа твоей гражданской состоятельности, и значит, они не должны ни в чем нуждаться, охраняя твой дом, уча твоих детей, оказывая тебе медицинскую помощь. Такова логика американцев, для которых не заплатить налоги - прямая дорога в библейский ад, ибо сказано - "кесарю кесарево". Впрочем, это вовсе не означает, что американцы не занимаются благотворительностью. Занимаются, и еще как. Речь, конечно, не о знаменитых "рождественских обедах" для детей сирот - это в крови любого американца; и не о частных инициативах мультимиллионеров, с этим здесь тоже все в порядке (Генри Форд, например, завещал распределить 500 миллионов долларов среди 4157 учебных и благотворительных заведений). Меценатство здесь не преподносится как "социальная ответственность" бизнеса перед государством, напротив, это государство дает возможность бизнесу поучаствовать в судьбе страны в четко определенных рамках, каковые и закрепляются в виде фондов под строгим надзором контролирующих органов. В семье не без урода, конечно, и у них хватает нарушений в этой сфере, но американский менталитет и российские размах в этой сфере - категории не сравнимые.

Сегодня отечественный бизнес для власти всех уровней - это кормушка для решения местечковых, локальных проблем, как крупномасштабных, так и незначительных (которые можно бы решить и самому, да дорожка уже накатана). О глобализации "социальной ответственности" речь вообще не идет. Чиновники просто не знают, что это такое, что вообще имел в виду глава государства, призывая на историческом съезде промышленников и предпринимателей страны поддержать социальную сферу (а говорил он как раз о налогах и прибыли, которая оседает на зарубежных счетах). Нужно купить детской спортивной школе инвентарь, а денег в бюджете нет (украдены, уж извините, упущены из-за бесхозяйственности или не заложены из-за безалаберности, вариантов масса) мэр идет к предпринимателю. И покажите мне хоть одного бизнесмена, который бы наотрез отказался от "спонсорства" (в разумных пределах, конечно), если его об этом просит не сам нуждающийся, а чиновник. Мелочь? Но это показатель и для более серьезных проектов, национальных, исключительно государственных. И об этом уже заговорили в крупных корпорациях, поскольку цена вопроса здесь не десятки, не сотни, а миллиарды условных единиц. Дмитрий Шульга, директор по корпоративным отношениям и коммуникациям ОАО "СУЭК": "Еще не понятно, как будет финансировать эти проекты само государство, а в регионах: представители власти уже ангажируют компании для софинансирования. В нынешних условиях бизнесу трудно им отказать" ("Вестник ассоциации менеджеров" , 2, февраль 2006). Действительно, промышленные и коммерческие предприятия субъектов РФ сегодня находятся под усиленной опекой нового боевого клича федерального центра - "приоритетные национальные проекты". А быстро сориентировавшиеся региональные власти тут же вспомнили хорошо забытое старое: подписание соглашений с компаниями о социально-экономическом сотрудничестве, где оговаривается все то, что и так должны делать стороны в цивилизованном государстве. Практически никакой юридической силы документ не имеет, но политическая привязка - капитальная. Но здесь мы вновь возвращаемся к решению исключительно местечковых проблем под громким лозунгом о социальной ответственности, пусть и под эгидой государственной политики.

Такой уж у нас менталитет: от народа - к власти, от подаяний и благотворительности - к социальной ответственности и национальным проектам. "Для Европы и США очевидно, что бизнес обеспечивает благосостояние общества, а в России это пока мало кто понимает, - говорит заместитель генерального директора по персоналу "Норильского никеля" Ольга Голодец, - : необходимо выработать понимание, что и государство, и бизнес, и гражданское общество несут свою меру ответственности и вносят вклад в развитие российского общества в той сфере, где они могут приносить наибольшую пользу" ("Вестник ассоциации менеджеров" , 2, февраль 2006). Думаю, с этим не поспорят ни власть, ни бизнес, ни гражданское общество. В теории. А на практике - только бизнес. Два года назад Ассоциация менеджеров провела любопытные исследования на тему общественных ожиданий в области корпоративной социальной ответственности (на сегодняшний день мало что изменилось). Опрашивались менеджеры и население, и, что удивительно, их оценки в ключевых показателях корпоративной социальной ответственности практически совпали. Итак, на первом месте - выпуск качественной продукции (47, 5 % - менеджеры, 46 % - население), на втором - соблюдение законов (35 % и 35, 5 %, соответственно), далее - уплата налогов в полном объеме (29, 5 % и 30, 4 %), принятие мер против загрязнения окружающей среды (31, 5 % и 30 %), забота о сотрудниках - улучшение условий их труда (33, 5 % и 22, 5 %), и т. д. Есть здесь и такие категории, как бесконфликтные отношения с властью (2 % и 2, 4 %), помощь регионам в решении социальных вопросов (полное единодушие - 10, 5 %), удержание приемлемых цен на свою продукцию (7, 5 % и 8, 5 %). Любопытный факт - бизнес и гражданское общество единодушны в оценках приоритетов "социальной ответственности". И тем и другим, в первую очередь, нужно качество жизни (продукт, экология), правовое государство (законность, честные налоги) и достойная зарплата (условия труда). В шкале социальной ответственности то, на что сегодня кивают федеральные и региональные чиновники, а именно благотворительность и решение социальных вопросов территорий, стоят лишь на 9 и 10 местах. При этом представители властных структур, судя по исследованию, признают, что "принуждение к социальному поведению - это худший из возможных вариантов. Бизнес не только эгоистичен, он еще и активен, способен к выдвижению собственных инициатив, в том числе и в сфере взаимодействия с обществом" ("Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания", Библиотека современного менеджера, Москва, 2004 г. ). Признают, но получается "как всегда": от самостоятельной покупки инвалидного кресла просителю до пожертвований миллионов в скоротечный (придворный) благотворительный фонд - один шаг. Поэтому неудивительно, что бизнес, особенно средний и мелкий, не особенно завязанный на политическую дружбу, все меньше и меньше доверяет власти в вопросах социальной ответственности и благотворительности, предпочитая другие, не менее традиционные подходы к чиновникам в решении собственных вопросов: взятки и шантаж. По уже упомянутому исследованию, 83 % менеджеров (и с ними согласны 75 % населения) готовы оказывать прямую помощь нуждающимся, и лишь 15 % - через фонды. Как говорится, без комментариев.

Итак, к чему мы пришли? С одной стороны, властью в интересах гражданского общества продекларированы благие намерения в сфере социальной ответственности бизнеса, поощряется его благотворительная деятельность. С другой стороны, власть не заинтересована в развитии долгосрочных, партнерских отношений с бизнесом в этой сфере, так как это поставит крест на локальных, требующих немедленного вложения средств проектах. Общество же едино с бизнесом в том, что социальная ответственность, как и гражданская, это прежде всего ответственность перед законом, людьми (работниками, подопечными) и фискальной политикой государства; благотворительность и меценатство - право, а не обязанность. Наиболее емкое определение такому "единодушию" дал Дмитрий Шульга: "для бизнеса остается загадкой общая тенденция власти. Все, казалось бы, идут в одном направлении, но само направление при этом не определяется" ("Вестник ассоциации менеджеров", 2, февраль 2006).

Впрочем, ответ у загадки достаточно прост и все так же лежит в традиционной для России плоскости: коррупция, взяточничество, бюрократизм. Все эти беды неискоренимы, как бы ни боролось государство с "оборотнями" и "грязными руками"; на смену одному нечистоплотному чиновнику приходит другой. Почему это происходит и насколько глубока эта болезнь в современном обществе - тема отдельного разговора. Но факт остается фактом: после семидесятилетнего перерыва на социализм огромная масса чиновников, деятелей благотворительных фондов и бюджетных организаций, прикрываясь государственной политикой, получила завидную кормушку в виде меценатства и спонсорства бизнес-сообщества страны, напрочь дискредитировав сами эти понятия. Сегодня их невозможно остановить ни логикой, ни законами, их оружие на эмоциональном уровне и при солидной пиар-поддержке - социальная ответственность, а с недавнего времени и национальные проекты. Кто будет возражать федеральной власти? Думаю, будут. Если власть все-таки укажет бизнесу и гражданскому обществу направление, в котором она идет, законодательно, а не декларативно. Если законодательно, а не декларативно будет разделена сфера ответственности в социально-экономической политике государства между властью, бизнесом и гражданским обществом. Если законодательно, а не декларативно будет определена роль чиновников, благотворительных фондов и бюджетных организаций в вопросах социальной ответственности бизнеса. Если предложения и пожелания президента будут претворяться в жизнь федеральными и региональными органами власти с точки зрения закона, а не эмоций. Вот тогда в России зазвучат имена новых Третьяковых, Морозовых, Мамонтовых, которые станут "примером для подражания" не только современникам, но и потомкам. А пока бизнесу остается только делать хорошую мину при плохой игре государства: платить газетам за пиар социальной ответственности (в виде разовых благотворительных акций), заключать пустые соглашения о сотрудничестве, послушно кивать в сторону национальных проектов (стараясь скрыть непреодолимое желание поучаствовать в них) и: продолжать спасать тех, кому власть уже никогда не поможет или точно откажет. Это неплохо, конечно, быть добрым Иванушкой-дурачком, но как-то не по-граждански.

Hosted by uCoz