Как было сказано, многие проекты, представленные на конкурс 1994-1995 годов, не были востребованы в школе, а лишь драпировались в педагогические одежды. Так и наш проект "Видеопедагогика". Мы с ним долго мыкались по разным инстанциям и, наконец, получили грант III степени в 1994 году. Предполагалось, что этот проект будет реализовываться не в школах, а в семейных, муниципальных, корпоративных медиацентрах и видеокомпьютерных студиях, созданию которых был посвящен наш проект "ВидеоКОТ" (1995 год, грант I степени). Но не тут-то было! Стараниями чиновников воз и ныне там.

А тем временем телевидение и затем интернет открыли «ящик Пандоры», и в информационное пространство хлынул мутный поток, в котором тонет доброе и казалось бы вечное. Насаждается потребление в ущерб творчеству.

Общество, а тем более школы оказались не готовы решить глобальные проблемы культуры и воспитания.

Уж коль разрушена старая система образования, нужна новая. Нужен системный подход и, соответственно, такая системная область знаний как «медиаобразование». Или, что то же, "видеопедагогика", если иметь в виду её глубинный смысл, проистекающий из русских слов-близнецов: видение (способность воспринимать окружающее и осмысливать картину Мира) и видение (нечто, возникшее в сознании или в параллельном мире, — не только привидение или призрак, но любое виртуальное творение).

Одной из первых областей науки, в которой прижился термин "видеопедагогика", стала культурология. Ниже приведены отрывки из трудов Сибирского филиала Российского института культурологии. Честно говоря, я и не предполагал, что у видеопедагогики окажутся такие глубокие аспекты, связанные с экологией культуры и творчества. Эти бы идеи - да в жизнь!


О видеопедагогике в системе экранного медиаобразования

Экология культуры и творчества в экранном медиаобразовании / Под ред. Н.Ф.Хилько. Омск: Изд-во Сибир. фи-ла Рос. ин-та культурологии, 2004. 110 с.

Пространство экранной культуры представлено многообразием отраженных сфер деятельности в различных потоках информации. Направленность и культурное содержание аудиовизуальных образов имеет важное духовно-экологическое значение, которое может проявляться в ограничении потребления, переключения на переработку с последующим саморазвитием. Здесь дает о себе знать своеобразная саморегуляция, сочетаемая с регуляцией и социокультурным взаимодействием личности. Механизмы позитивной идентификации (похожести на положительного «героя») сочетаются с включением в систему социокультурного института, организующего просмотр, общение с экраном, интерпретацию образных смыслов в сочетании со спонтанной нерегулируемой деятельностью.

[…] С экологией творчества, таланта и одаренности в экранной культуре соединяется и второй ее пласт - экология детства и детскости, что берет свое начало в генетически близкое окружении, наполненным внутренним единством и неподдельным родством, причем не только физическим, но и главным образом, - духовным (в экранных формах).

Видеопедагогика - это занятия генеалогической ретроспекцией (изучение своего родства, древа жизни, корней, анализ) и, как следствие этого процесса - возникновение нравственно-экологического состояния (очищении души, всматривание в себя). Кроме того, видеопедагогика, по справедливому замечанию Ю.П. Азарова (1996), это рассмотрение себя в зеркале собственного вдохновения, ее отражательная способность неразрывна с экологией личности. В последней раскрываются родственные связи с природой, переходящие в любовь ко всему живому, далее - миру культуры и самого себя. Отсюда формируется система нравственно-регулирующих вечных ценностей.

[…] В Бельгии в 1995 г. был создан Совет по медиаобразованию при Министерстве образования. Его главная цель - подготовка активной аудитории, умеющей самостоятельно анализировать различные медиатексты и творчески использовать средства массовой коммуникации для развития личности, а также формирования у учащихся гражданской ответственности.

[…] Когда школьник при помощи съемочной камеры фиксирует различные события из школьной жизни, то он ее применяет как средство отражения объективной реальности. Но при специальной подготовке он может передать и то, как он осмысливает, ощущает эту реальность. С помощью видео или компьютерных технологий зритель способен самостоятельно пластически выстроить пространство своего сознания в момент встречи с искусством. То есть отразить свои фантазии (например, в компьютерной анимации), подсознательные переживания и даже сновидения. Идет развитие «виртуального мышления» - процесса познания многомерной пространственно-временной реальности на уровне монтажного («азбука смыслообразования» в познании реальности при воссоздании ее в сознании), аудиовизуального (образные обобщения эмоциональных реакций, светоцветовых. композиционных, ритмических решений на основе звукозрительных образов, порождающих многообразие ассоциативных связей), пространственно-временного (соотнесение на экране и в сознании зрителя дискретных единиц которые в целом передают ощущение пространства, духовной жизни человека) и экранного (ощущение энергетики эмоциональных, ассоциативных, семантических взаимосвязей дискретных единиц при встрече с экранным повествованием) мышления.

[…] «Темная сторона» Интернет рождает убийц и насильников - это не пустые слова. Истинность этого утверждения можно логически доказать, используя психоанализ. Интернет как индустрия развлечений взял на себя функцию удовлетворения низших потребностей. Во все времена секс-бизнес приносил большие деньги (недаром проституция является древнейшей профессией). Основной инстинкт человека - либидо - создает напряжение, требующее выхода. Человек стремится удовлетворить эту потребность, но в силу невозможности обладания объектом, способного снять напряжение, «эго» ищет объект-заменитель, способный хоть частично снять напряжение. Переход и бесконечное приближение объекта-заменителя, в который вкладывается часть инстинкта либидо к образу-идеалу, называется вторичным процессом. Бесконечное появление напряжения и его редукция (по Фрейду) - вот главная борьба человека и движущая цивилизацию сила.

Теперь посмотрим, как данная схема работает при получении подростком неконтролируемой информации из Интернета. В период полового созревания подростка очень интересует информация о сексе. Получение доступа в такой извращенной информации позволяет, как объект-заменитель, удовлетворить сексуальные потребности и снять напряжение. Такой способ удовлетворения своих потребностей снижает у ребенка необходимость получения опыта межполового общения и изучения противоположного пола как объекта для будущих сексуальных отношений. Далее к периоду взрослости психика уже взрослого человека достаточно расшатана, а старый способ снятия сексуального напряжения удовлетворяет все в меньшей и в меньшей степени. Как следствие, накопление сексуального напряжения и поиск объекта, способного его снять. Так как навыки межполового общения в сензитивный период развиты не были, а еще у человека слабо развит самоконтроль, то совершается преступление (одной из самых важных характеристик личности насильника является слабое развитие навыков общения с противоположным полом). Другим следствием данного сценария являются сексуальные расстройства.

[…] Многие психологи уповают на родителей, которые, по их мнению, обязаны воспитанием и другими методами не допустить попадание негативной информации из Интернета к ребенку. Это миф. Во-первых, большинство родителей в России не умеют или не хотят заниматься сексуальным воспитанием своего ребенка. Во-вторых, как им воспитать у ребенка высшие ценности в период, когда в стране даже нет национальной идеи, а в качестве эталона навязывается «западный» образ жизни?

Технически преградить попадание нежелательной информации также пока невозможно. Разрушить все сайты невозможно. Существующие фильтры на компьютере неэффективны, так как техническая грамотность детей зачастую выше, чем у их родителей. Встает вопрос: как же быть?

Так как ни родители, ни производители Интернет-продукции, - те из них, которые, разумеется, заинтересованы в безопасности психики пользователей (например, производители образовательных сайтов или сайтов о культуре), - по отдельности не имеют шансов справиться с проблемой, то стоит объединить усилия.

Существует интересное высказывание: «Если нельзя что-то запретить, то нужно воспитать». Нужно воспитать потребность в информации, служащей для развития личности, сформировать правильную мотивацию.

Для начала стоить отметить, что знакомить ребенка с Интернет должны родители, так как с самого начала стоит цель не только научить, но и воспитать. Здесь стоит применить принцип развивающего обучения Л. С. Выготского. В данном случае его смысл заключается в том, что родитель должен знать больше об Интернет, чем его чадо. Кроме того, родитель должен быть способен, с точки зрения главной цели, ответить на многие вопросы ребенка.

Главная цель родителя - поощрять самостоятельность ребенка и оценивать на «отлично» его труд, если он связан с желательной информацией. Стоит также использовать метод сравнения и выделения преимуществ людей, которые увлекаются данным видом информации.

Безусловно, путь этот очень труден, требует много внимания и педагогического таланта, но в результате он дает ребенку такой огромнейший ресурс для роста, как безопасный Интернет со всеми его возможностями. Отпускать ребенка во всемирную сеть можно, не боясь того, что «темная сторона» может изменить ход его нормального развития.


Владислав Вас. Никитин, Семейная студия «ВидеоКОТ», 2009-2011

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz