Итоги конкурса инновационных проектов 1994/95 годов.Проект поддержки инновационных учебных заведений (именно так!) был основан в марте 1994 года в рамках программы «Обновление гуманитарного образования в России». Первым его этапом стала поддержка ста школ, отобранных по результатам опросов педагогической общественности. Вторым — проведение конкурса инновационных проектов. Конкурс проводился в два тура. В итоге первого тура 280 авторских коллектива получили денежные гранты (3-ей степени) и наборы оргтехники. 74 из них по результатам второго тура получили целевые и поощрительные гранты (1 и 2 степени соответственно) на реализацию своего проекта. |
Мы попали на конкурс совершенно случайно. В ту пору в посёлке Лисино-Корпус спасались от бескормицы два бывших "научника" ( раньше сказали бы "бичи":-)) — бригадир лесорубов, кандидат философских наук А.Н.Ющенко и я. Александр Николаевич прослышал о "горящем" конкурсе от супруги-учительницы и рассказал мне. Я модернизировал один из моих проектов с оборонного на педагогический лад и предполагал легализовать его в Машинской школе, где подрабатывал на период декретного отпуска учительницы физики. Но мудрый Моисей Валерьянович Пак, директор школы, понял, что такой проект из глухомани не пройдёт через барьеры РОНО-ГУНО, и предложил поискать другой путь. И такой по-западному прямой путь нашёлся! Из своей семьи и родственников я организовал Творческий коллектив. Директором его мы назначили младшего сына-студента Алексея (и это был его первый опыт директорства), а меня — научным руководителем. Быстренько разработали научный анализ, план мероприятий, смету; всё это красочно распечатали на Макинтоше. И — в Международный Фонд "Культурная инициатива" (председатель правления — академик Б.В.Раушенбах; председатель экспертного комитета — профессор В.П.Зинченко) Идеи видеопедагогики в те годы висели в воздухе, но понимались технократически, как пользование видеотехникой. Мы же рассматривали вопросы вИдения, формирования мировоззрения с помощью всевозможных визуальных средств. Важность этих вопросов стала ясна позднее, с развёртыванием информационной войны. В том, что наши проекты "Видеопедагогика" и затем "ВидеоКОТ" вызовут интерес, не было сомнений. Уж документы-то я умею готовить! А вот то, что мы успешно прошли оба этапа, — это подарок Судьбы, как бы компенсация за предыдущие (и будущие?) неудачи. Тут сложилось много счастливых моментов. Например, в октябре 1994 надо было самолично везти в Москву второй проект, а у нас не было денег на дорогу. Решился попросить Юрия Петровича Малышева, фактически соперника, передать наш проект вместе со своим. Спасибо, он честно выполнил просьбу. Возможно, недооценил нас. Возможно, грант ему был менее нужен, чем нам. Так или иначе, его нет в списке лауреатов. Видно, это было "не его". Поучительный случай, не правда ли? А главное, конкурс был организован по международным, а не по доморощеным правилам, так что обошлось без мохнатой руки. Более того, нежданно-негаданно мы обрели поддержку Б.В.Раушенбаха, тоже отошедшего от космической тематики и занявшегося проблемами визуализации. Так что ему, видимо, импонировали и наши проекты, и тот факт, что мы тоже физики. В заключение конкурса всем раздали книгу В.П.Зинченко "Аффект и интеллект в образовании" (М.1995), где он писал: «… науку всё больше привлекает "живое знание", что выражается, в частности, в том, что она всё чаще пользуется живыми метафорами, образами, начинает от "схемного видения" (Декарт) переходить к "живописному соображению" (Гоголь). Другими словами, она развивает (или возвращается) к образному, визуальному мышлению, являющемуся замечательным средством порождения новых образов, новых визуальных форм, несущих смысловую нагрузку и делающих значение (понятие) видимым.» (с.26) Здесь много глубоких мыслей. И стало ясно, почему Владимир Петрович удивился молодости руководителя проекта А.В.Никитина на вручении дипломов 30.05.95. Алексею как раз стукнул 24-ий год, и он только что получил диплом инженера-физика… |
Приводимый здесь список победителей конкурса воспроизводит (исключая названия проектов и телефоны авторов) публикацию в "Педагогическом калейдоскопе", основанную на данных Международного Фонда "Культурная инициатива". Слава Богу, Фонд выдавал денежные гранты именно по своему списку. А вот суммы выплат и последующие списки Минобр корректировал по своим соображениям, освобождаясь от "чужаков". Например, по приказу Министра все получившие гранты 1 степени получали статус Федеральных экспериментальных площадок, но из приложения №2 к этому приказу нас, безработных, вычеркнули. А мы-то надеялись обрести достойную работу!… К сожалению, не могу привести список получивших гранты 3 степени. Помню, в 1994 процедура награждения была такой: нам раздали пустые бланки и зачитывали список (например, №80 "Видеопедагогика"), —- а мы, заслышав родимое название, заносили его в бланк. Несмотря на принципы "Открытого общества", полный список не был опубликован, и Родина опять не узнала своих героев :-[. Если ошибаюсь, поправьте. Эти крючкотворства министерских чиновников дали основания местным образованцам устроить нам блокаду. Комитет по образованию фактически объявил нас самозванцами. Поэтому когда академик Б.В.Раушенбах, узнав, что мы живём в коммуналке (и там же создаём студию!), в письме к мэру А.А.Собчаку ходатайствовал о продаже нам жилья-студии по госцене, на средства гранта, этот вопрос так и замотали. А потом наступил дефолт… |
© 1992-2011. Семейная студия «ВидеоКОТ»: |