Межрегиональное общественное объединение инвалидов, их родственников и друзей
|
«Все мы знаем имена Елисеева, Щукина, Бахрушина, знаем династии Морозовых, Третьяковых, Мамонтовых. Эти люди, основывая театры, училища, больницы и музеи, не скупились на добрые дела, осознанно помогали развитию отечественной культуры и просвещения. Для современников они были примером для подражания, а потомки с благодарностью воспринимают их подвижничество.» (Из выступления Президента РФ В. В. Путина на торжественном приеме, посвященном Дню народного единства.) Власть, бизнес, общество: к вопросу о благотворительности и социальной ответственностиИсточник: © «Восточно-Сибирская правда», Иркутск, 2006-04-21. - Российская ассоциация по связям с общественностью, портал Sovetnik.ruРешив окунуться в эту непростую (и для рядового обывателя, и для толстосумого гражданина) тему, я отчетливо представил себе скепсис и ужас на лицах тех, для кого вопрос благотворительности превратился в весьма доходный бизнес, а понятие "социальная ответственность" - в некий инструмент шантажа. Представил я и разочарование и понятное огорчение матерей, чьи дети годами лежат в больницах в надежде на помощь, упреки социальных работников и церковнослужителей, чьи подопечные порой балансируют на грани жизни и смерти. При этом мы действительно помним меценатов прошлых столетий, мы вспоминаем их, посещая театры и музеи, любуясь возвращенными в страну шедеврами мировой культуры. И политика Владимира Путина, направленная на возрождение этих традиций - достойная дань почета и уважения всем благотворителям России. Но у медали две стороны (о которых так часто забывают функционеры-исполнители благих пожеланий), поэтому нужно и важно говорить о них, дабы само понятие "меценатство" , издревле почитающееся на Руси, не было извращено окончательно, а "социальная ответственность" перестала быть предметом торга между властью и бизнесом. А это, увы, происходит повсеместно в современной России: заданное федеральным центром направление дошло до самых глухих деревушек страны. Люди старшего поколения помнят, что в социалистический период нашей истории существовало понятие "шефство". Практически любое более-менее крупное промышленное предприятие, совхоз или институт имели подшефный садик, подшефную школу, подшефный детский дом и т. д. Таким образом, государство как бы закрепляло за экономическим сектором сектор социальный. Для чего? Шефы не закупали школам парты, а детским домам наволочки и матрасы, не привозили в садики тоннами яблоки и апельсины. То есть не вмешивались в сферу государственной ответственности за бюджетную обеспеченность соцучреждений. Более того, за это ретивому директору могли и по макушке настучать - ты что, дескать, государство нищим считаешь? Ответственность шефов лежала больше в духовной плоскости (не путать с религией, естественно) или духовно-материальной. Что-то вроде дополнительного внеклассного чтения, если хотите. Детишек из детских домов отправляли в пионерские лагеря, школьникам давали возможность не просто пройти производственную практику на предприятии, но и стимулировали их труд первым заработком, для детских садов устраивали Новогодние елки в Домах культуры, организовывали ребятишкам посещение театров, праздничных музыкальных представлений. Было ли это "обязаловкой" со стороны государства? Скорее нет, чем "да". В банальном для современного менталитета лозунге "Дети - наше будущее" - была вся эпоха того времени. Родители знали (и это было очень важно - знать), что у их чад есть тройная гарантия опеки: мама-папа, государство, предприятие. Кроме того, за исключением редких случаев, в подшефном учреждении как раз и воспитывались те дети, чьи родители осуществляли эту самую шефскую помощь. Так выглядела социалистическая "социальная ответственность" (которую и назвать-то таковой сложно) - в строгом балансе между шефом, подшефным и государством. Что же происходит сегодня? Хочу уточнить для скептиков - мы не говорим о бюджетном дефиците, дотациях, "избранных" регионах и прочих прелестях депрессивной экономики в отдельно взятых субъектах Российской Федерации. Хотя и об этом поразмышлять стоило бы: при золотовалютном резерве Центробанка свыше 200 млрд. долларов, стабилизационном фонде в 1,7 триллиона рублей, профиците федерального бюджета в 2006 году в 405 млрд. рублей вопрос социальной обеспеченности (от пенсий до потребительской корзины и зарплат учителей) более чем актуален. Речь идет о самом системном подходе к понятиям "благотворительность" и "социальная ответственность". Именно системном, поскольку базарные подаяния для многих переросли в четко отлаженную схему социального иждивения. И в первую очередь это касается бюджетных организаций. Для них проводятся семинары, тренинги, пишутся инструкции и целые научные труды. Например: "Как просить деньги на некоммерческие проекты у благотворительных фондов" ("Радуга". М. , 1996 г.). Это - не бред, это - система, целая жизнь нового поколения. В Интернете и библиотечных каталогах можно отыскать литературу на любой вкус, даже с элементами психологии - как разжалобить будущего спонсора, например, как не попасть к благотворителю в зависимость. Далее, чтобы сильно не вдаваться в философию этого явления, буду просто приводить примеры и пояснять их. Все основано на фактах (по понятным причинам из соображений этики изменены названия учреждений и предприятий). Итак, представьте себе, что отдел культуры некоей городской администрации обращается к некоему предприятию накануне Нового Года с просьбой оказать финансовую помощь в традиционном строительстве ледового городка, организации рождественской елки и т. д. Цена вопроса - под миллион рублей. Подобные письма получают еще ряд предприятий. Кто и сколько перечислил денег на указанный расчетный счет - известно только отделу культуры (отечественные благотворители, как правило, отчета не требуют, а облагодетельствованные о нем благополучно забывают). Дело, безусловно, хорошее, тем более что в письме прозрачно намекают на социальную ответственность и федеральную политику в этом направлении (зачастую, не скупятся цитировать и президента). А теперь зададимся вопросом: почему в бюджете города не оказалось строчки на финансирование строительства традиционного ледового городка? Почему отдел культуры вместо исполнения своих прямых обязанностей - бюджета, занимается бесконечным поиском денег? Что это? Формирование "теневого" бюджета, безалаберность мэра или же та самая иждивенческая политика, которая так прочно вошла в наш быт? Однажды я сам был свидетелем, как депутаты городской Думы убрали из бюджета статью расходов на ремонт нескольких школ. Мотивация народных избранников была предельно проста (которая тут же и была озвучена) - ремонт проведут за счет родителей и спонсоров. Вдумайтесь! Ремонт муниципальных учреждений. Так легко и просто городские власти сняли с себя всякую ответственность за собственную бездеятельность. Кстати, одна из этих школ в самом начале учебного года была закрыта по причине аварийного состояния. Еще более экзотические просьбы руководителей этой администрации взывали о необходимости провести традиционный (опять же) конкурс учителей, командировать в столицу группу врачей для участия в федеральном совещании по вопросам здравоохранения и т. д. Логично предположить, что социально-экономическая инфраструктура этого города (надо сказать, бездефицитного) не предусматривает решения вопросов образования, культуры и здравоохранения. Конечно, это не так. Но на фоне иждивенческого менталитета региональных чиновников (значительно укрепленного не менее иждивенческой политикой чиновников федерального центра) мы имеем то, что имеем: бюджетные обязательства (в основном в сфере культуры, образования, медицины и спорта) всемерно стараются переложить на плечи бизнеса, как крупного, так и мелкого. Было это раньше, продолжается это и сейчас. А с назначением губернаторов чиновники стали чуть ли не в открытую говорить о некоем негласном указании - максимально решать социальные вопросы за счет бизнеса. При этом оставшаяся за бортом благотворительности и вне интересов бизнеса инфраструктура (ЖКХ, дороги, транспорт, строительство и. т. д.), как правило, продолжает деградировать (это к вопросу о сэкономленных на "социальной ответственности" бюджетных средствах). И ладно, Бог с ним с Новым годом. Можно допустить, что народные гуляния по поводу этого всенародного праздника действительно не входят в компетенцию городской администрации, а значит, и в строчку бюджета (хотя это далеко не так, уж поверьте). Но как тогда расценивать многочисленные обращения муниципальных больниц с отчаянными просьбами приобрести даже не то чтобы дорогостоящее оборудование, а элементарные хирургические инструменты, больничные койки? С обращениями школ о приобретении парт и школьных досок? С просьбами милиции (милиции!!), прокуратуры, судов помочь с оборудованием, мебелью и ремонтом в кабинетах? Или это тоже не сфера ответственности власти и принимаемого ею ежегодного бюджета? Не могу представить себе ребят, отправляющихся под пули в "горячие точки" на средства спонсоров. Что они должны думать о таком государстве? И что должны думать мы, зная, что правоохранительные органы "подшефны" бизнесу? Причем не всегда прозрачному и даже законному. Ведь не секрет, что многие предприятия, фирмы, солидные компании создают собственные благотворительные фонды для решения, в том числе, "деликатных" вопросов. В России, кстати, создано уже более 60 тысяч благотворительных фондов! И львиная доля этих организаций находится под пристальным вниманием правоохранительных и фискальных органов: слишком велик соблазн заниматься противозаконной, но доходной деятельностью под крышей мецената. И тем, и другим. Безусловно, социальная ответственность бизнеса - понятие не абстрактное, нужное и важное. Но если бизнес идет по одной дороге с государством, логично предположить, что это должны быть партнерские отношения, построенные в первую очередь на социальных гарантиях бизнеса самому государству и экономических гарантиях государства бизнесу. Прописные истины: достойная зарплата собственным рабочим и служащим и честные налоги в бюджет - с одной стороны, создание благоприятного режима экономики и прозрачность социальной политики - с другой. Вспомните, практически в любом голливудском фильме есть фраза: "За что я плачу налоги?", относящаяся, как правило, к представителю госучреждения - будь то полицейский или социальный работник, плохо выполнивший свою работу. Я не собираюсь идеализировать США, но в этой парадоксальной стране высоких технологий и низкого интеллекта (обратите на это внимание) буквально все повернуты на законе: если ты занимаешься частным предпринимательством - это твое право, а значит, и твоя ответственность за собственную жизнь, собственный достаток и: за тех, кто обслуживает твой бизнес, - людей государства. Учителя, врачи, полицейские, пожарные, военные - это основа твоей гражданской состоятельности, и значит, они не должны ни в чем нуждаться, охраняя твой дом, уча твоих детей, оказывая тебе медицинскую помощь. Такова логика американцев, для которых не заплатить налоги - прямая дорога в библейский ад, ибо сказано - "кесарю кесарево". Впрочем, это вовсе не означает, что американцы не занимаются благотворительностью. Занимаются, и еще как. Речь, конечно, не о знаменитых "рождественских обедах" для детей сирот - это в крови любого американца; и не о частных инициативах мультимиллионеров, с этим здесь тоже все в порядке (Генри Форд, например, завещал распределить 500 миллионов долларов среди 4157 учебных и благотворительных заведений). Меценатство здесь не преподносится как "социальная ответственность" бизнеса перед государством, напротив, это государство дает возможность бизнесу поучаствовать в судьбе страны в четко определенных рамках, каковые и закрепляются в виде фондов под строгим надзором контролирующих органов. В семье не без урода, конечно, и у них хватает нарушений в этой сфере, но американский менталитет и российские размах в этой сфере - категории не сравнимые. Сегодня отечественный бизнес для власти всех уровней - это кормушка для решения местечковых, локальных проблем, как крупномасштабных, так и незначительных (которые можно бы решить и самому, да дорожка уже накатана). О глобализации "социальной ответственности" речь вообще не идет. Чиновники просто не знают, что это такое, что вообще имел в виду глава государства, призывая на историческом съезде промышленников и предпринимателей страны поддержать социальную сферу (а говорил он как раз о налогах и прибыли, которая оседает на зарубежных счетах). Нужно купить детской спортивной школе инвентарь, а денег в бюджете нет (украдены, уж извините, упущены из-за бесхозяйственности или не заложены из-за безалаберности, вариантов масса) мэр идет к предпринимателю. И покажите мне хоть одного бизнесмена, который бы наотрез отказался от "спонсорства" (в разумных пределах, конечно), если его об этом просит не сам нуждающийся, а чиновник. Мелочь? Но это показатель и для более серьезных проектов, национальных, исключительно государственных. И об этом уже заговорили в крупных корпорациях, поскольку цена вопроса здесь не десятки, не сотни, а миллиарды условных единиц. Дмитрий Шульга, директор по корпоративным отношениям и коммуникациям ОАО "СУЭК": "Еще не понятно, как будет финансировать эти проекты само государство, а в регионах: представители власти уже ангажируют компании для софинансирования. В нынешних условиях бизнесу трудно им отказать" ("Вестник ассоциации менеджеров" , 2, февраль 2006). Действительно, промышленные и коммерческие предприятия субъектов РФ сегодня находятся под усиленной опекой нового боевого клича федерального центра - "приоритетные национальные проекты". А быстро сориентировавшиеся региональные власти тут же вспомнили хорошо забытое старое: подписание соглашений с компаниями о социально-экономическом сотрудничестве, где оговаривается все то, что и так должны делать стороны в цивилизованном государстве. Практически никакой юридической силы документ не имеет, но политическая привязка - капитальная. Но здесь мы вновь возвращаемся к решению исключительно местечковых проблем под громким лозунгом о социальной ответственности, пусть и под эгидой государственной политики. Такой уж у нас менталитет: от народа - к власти, от подаяний и благотворительности - к социальной ответственности и национальным проектам. "Для Европы и США очевидно, что бизнес обеспечивает благосостояние общества, а в России это пока мало кто понимает, - говорит заместитель генерального директора по персоналу "Норильского никеля" Ольга Голодец, - : необходимо выработать понимание, что и государство, и бизнес, и гражданское общество несут свою меру ответственности и вносят вклад в развитие российского общества в той сфере, где они могут приносить наибольшую пользу" ("Вестник ассоциации менеджеров" , 2, февраль 2006). Думаю, с этим не поспорят ни власть, ни бизнес, ни гражданское общество. В теории. А на практике - только бизнес. Два года назад Ассоциация менеджеров провела любопытные исследования на тему общественных ожиданий в области корпоративной социальной ответственности (на сегодняшний день мало что изменилось). Опрашивались менеджеры и население, и, что удивительно, их оценки в ключевых показателях корпоративной социальной ответственности практически совпали. Итак, на первом месте - выпуск качественной продукции (47, 5 % - менеджеры, 46 % - население), на втором - соблюдение законов (35 % и 35, 5 %, соответственно), далее - уплата налогов в полном объеме (29, 5 % и 30, 4 %), принятие мер против загрязнения окружающей среды (31, 5 % и 30 %), забота о сотрудниках - улучшение условий их труда (33, 5 % и 22, 5 %), и т. д. Есть здесь и такие категории, как бесконфликтные отношения с властью (2 % и 2, 4 %), помощь регионам в решении социальных вопросов (полное единодушие - 10, 5 %), удержание приемлемых цен на свою продукцию (7, 5 % и 8, 5 %). Любопытный факт - бизнес и гражданское общество единодушны в оценках приоритетов "социальной ответственности". И тем и другим, в первую очередь, нужно качество жизни (продукт, экология), правовое государство (законность, честные налоги) и достойная зарплата (условия труда). В шкале социальной ответственности то, на что сегодня кивают федеральные и региональные чиновники, а именно благотворительность и решение социальных вопросов территорий, стоят лишь на 9 и 10 местах. При этом представители властных структур, судя по исследованию, признают, что "принуждение к социальному поведению - это худший из возможных вариантов. Бизнес не только эгоистичен, он еще и активен, способен к выдвижению собственных инициатив, в том числе и в сфере взаимодействия с обществом" ("Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания", Библиотека современного менеджера, Москва, 2004 г. ). Признают, но получается "как всегда": от самостоятельной покупки инвалидного кресла просителю до пожертвований миллионов в скоротечный (придворный) благотворительный фонд - один шаг. Поэтому неудивительно, что бизнес, особенно средний и мелкий, не особенно завязанный на политическую дружбу, все меньше и меньше доверяет власти в вопросах социальной ответственности и благотворительности, предпочитая другие, не менее традиционные подходы к чиновникам в решении собственных вопросов: взятки и шантаж. По уже упомянутому исследованию, 83 % менеджеров (и с ними согласны 75 % населения) готовы оказывать прямую помощь нуждающимся, и лишь 15 % - через фонды. Как говорится, без комментариев. Итак, к чему мы пришли? С одной стороны, властью в интересах гражданского общества продекларированы благие намерения в сфере социальной ответственности бизнеса, поощряется его благотворительная деятельность. С другой стороны, власть не заинтересована в развитии долгосрочных, партнерских отношений с бизнесом в этой сфере, так как это поставит крест на локальных, требующих немедленного вложения средств проектах. Общество же едино с бизнесом в том, что социальная ответственность, как и гражданская, это прежде всего ответственность перед законом, людьми (работниками, подопечными) и фискальной политикой государства; благотворительность и меценатство - право, а не обязанность. Наиболее емкое определение такому "единодушию" дал Дмитрий Шульга: "для бизнеса остается загадкой общая тенденция власти. Все, казалось бы, идут в одном направлении, но само направление при этом не определяется" ("Вестник ассоциации менеджеров", 2, февраль 2006). Впрочем, ответ у загадки достаточно прост и все так же лежит в традиционной для России плоскости: коррупция, взяточничество, бюрократизм. Все эти беды неискоренимы, как бы ни боролось государство с "оборотнями" и "грязными руками"; на смену одному нечистоплотному чиновнику приходит другой. Почему это происходит и насколько глубока эта болезнь в современном обществе - тема отдельного разговора. Но факт остается фактом: после семидесятилетнего перерыва на социализм огромная масса чиновников, деятелей благотворительных фондов и бюджетных организаций, прикрываясь государственной политикой, получила завидную кормушку в виде меценатства и спонсорства бизнес-сообщества страны, напрочь дискредитировав сами эти понятия. Сегодня их невозможно остановить ни логикой, ни законами, их оружие на эмоциональном уровне и при солидной пиар-поддержке - социальная ответственность, а с недавнего времени и национальные проекты. Кто будет возражать федеральной власти? Думаю, будут. Если власть все-таки укажет бизнесу и гражданскому обществу направление, в котором она идет, законодательно, а не декларативно. Если законодательно, а не декларативно будет разделена сфера ответственности в социально-экономической политике государства между властью, бизнесом и гражданским обществом. Если законодательно, а не декларативно будет определена роль чиновников, благотворительных фондов и бюджетных организаций в вопросах социальной ответственности бизнеса. Если предложения и пожелания президента будут претворяться в жизнь федеральными и региональными органами власти с точки зрения закона, а не эмоций. Вот тогда в России зазвучат имена новых Третьяковых, Морозовых, Мамонтовых, которые станут "примером для подражания" не только современникам, но и потомкам. А пока бизнесу остается только делать хорошую мину при плохой игре государства: платить газетам за пиар социальной ответственности (в виде разовых благотворительных акций), заключать пустые соглашения о сотрудничестве, послушно кивать в сторону национальных проектов (стараясь скрыть непреодолимое желание поучаствовать в них) и: продолжать спасать тех, кому власть уже никогда не поможет или точно откажет. Это неплохо, конечно, быть добрым Иванушкой-дурачком, но как-то не по-граждански. |
© 2000-2012, проект «ВидеоКОТ»: Консультирование, Обучение, Творчество |